Аналитическая справка о возможности злоупотребления законом о лесопарковых зеленых поясах

Общественная инициативы «Зеленый щит», прошедшая голосование на РОИ, была предложенным решением проблемы застройки лесов, лесопарков и других природных территорий вблизи городских районов.
Основным тезисом инициативы был полный капитального строительства в лесах в пределах защитного пояса («зеленого щита») города. Однако положения принятого закона устанавливают прямо противоположное

В ходе разработки законопроекта на основе этой инициативе Государственной Думой было давлено исключение, практически отменяющее охранный режим в «зеленых лесопарковых поясах», полностью противоречащее целях и задачам «Зеленого щита», и создающее инструмент для практически беспрепятственной застройки лесов, в том числе, защитных лесов и особо охраняемых природных территорий.

Речь идет о пункте 6 части 3 статьи 62.4, добавленной в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ. Он выглядит следующим образом:

«3. На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

         …

         6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);»

Иными словами, на территории ЛЗП допускается практически любое капитальное строительство – в т.ч. широко практикующееся в настоящее время жилищное строительство (напр., под видом гостиницы для посетителей оздоровительных или спортивных учреждений), строительство торговых площадей (формально в составе турбаз или спортцентров).

Однако лесное (пункт 5 части 3 и часть 5.1 статьи 105,), земельное законодательство (часть 2 статьи 59 и часть 2 статьи 61) и даже федеральный закон «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 61) запрещают капитальное строительство в лесах, лесопарках и городских лесах.

Однако, установление режима ЛЗП дает формальные основания для такого строительства. При этом следует отметить, что даже наличие охранного режима и жестких ограничений, установленных иными, в том числе федеральными, правовыми актами, бывает достаточно для массового уничтожения лесов под застройку. Так, например, в Подмосковье в период действие более строгого – по сравнению с текущими редакциями – лесного, земельного и экологического законодательства, несмотря на все запреты, массово происходила застройка лесного фонда: по данным Министерства природных ресурсов России от 2004 г., общая площадь территорий лесного фонда, нелегально выведенных под коттеджную застройку, составила 1500 га; эксперты Экологического союза Московской области заявляли о 369-и случаях легализации самозахватов лесных участков в 2003 г. и продаже порядке 5000 га леса ежегодно. Основанием для легализации самозахватов в указанных случаях было формальное допущение краткосрочной аренды лесных участков – заключив аренду на три года, недобросовестные застройщики проводят вырубка и осуществляют строительство с тем, чтобы оформить объект капитального строительства в собственность и затем, пользуясь нормами лесного, гражданского и земельного законодательства, пользоваться либо правами преимущественного арендатора, либо правом приватизации.

Иными словами, для осуществления захвата и уничтожения лесных территорий субъектам достаточно малейшего формального основания, чтобы «зайти» на территорию – как только застройщики приобретают даже мизерные права на лесную территорию, включаются многочисленные известные механизмы легализации имущества.

Следует отметить, что пункт 6 части 3 статьи 62.4 текущей редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» ни по форме, ни по содержанию новой не является. С начала периода массового захвата и застройки лесов, прилегающих к крупным городским агломерациям – прежде всего, лесов Московской области – недобросовестные девелоперы активно пользуются «лазейкой», содержавшейся еще в советском законодательстве, а именно — постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1984 года № 505 «О порядке выдачи разрешений на размещение в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального типа и о порядке пользования лесом в культурно-оздоровительных целях». Формально данное постановление не отменено, хотя с введением в действие новой редакции Лесного Кодекса, фактически, перестало применяться.

Нетрудно заметить, что указанное допущение, введенное в закон «Об охране окружающей среды» поправками о «зеленых лесопарковых поясах», воспроизводит те самые «советские лазейки», которыми активно пользовались недобросовестные девелоперы а также многие другие владельцы недвижимости, выстроенной на государственных лесов под предлогом «организованного отдыха» и «развития массового спорта».

Нельзя забывать и про «побочные» вида недобросовестного природопользования: обход запрета на добычу полезных ископаемых на территории лесов, лесопарков и особо охраняемых природных территориях. По данным Министерства экологии Московской области, в 2015 г. ущерб государству от несанкционированных песчаных карьеров составил порядка 2,5 миллиардов рублей. При этом карьеры устраивали не территории, формально отведенной под строительство – в частности, в Солнечногорском районе нелегальный песчаный карьер был организован на земельном участке, отведенном под строительство теплиц. Случаи превращения строительных площадок в карьеры для незаконной добычи песка отмечались в Тверской и Московской областях при строительстве трассы М-11, а также в Краснодарском крае, где под предлогом добычи песка для строительства олимпийских объектов было уничтожено 13 Га территорий национального парка (выделы 15, 16, 18, 23, 25, 26 квартала 37  Веселовского лесничества Сочинского национального парка).

Таким образом, действующая редакция Федерального закона «Об охране окружающей среды», которую пункт 6 части 3 статьи 62.4 был введен, якобы, в исполнение общественной инициативы «Зеленый щит», в корне противоречит и целях, и принципах этой инициативы – по сути, не только делает ничтожным охранный режим «лесопарковых зеленых поясов», но и создает основания для организации строительства и добычи полезных ископаемых на лесных землях, где другими законодательными актами это строжайше запрещено.

Необходимо внести изменения в этот пункт, а именно – исключить весь текст в скобках и ввести, например, следующую редакцию: «создание объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством)».