Предложения по совершенствованию законодательства о лесопарковых зелёных поясах

Предложения экспертов проекта по совершенствованию положений Федерального закона 03.07.2016 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов»

ПРОЕКТ «Зеленый Щит»

Стартовый законопроект реализации Стратегии «Зелёный Щит»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, средозащитных зон (поясов) и лесопарковых защитных зон (поясов)»

Обоснование выбора базовых терминов.

1. В предыдущей итерации разработки законопроекта предложен термин «лесопарковый зелёный пояс». Данный термин в целом соответствует сути законопроекта, однако смысловой и содержательный потенциал его дальнейшего раскрытия (развития) в конкретных правовых нормах сильно ограничен. Ассоциация экологической чистоты и экологического благополучия со словом «зелёный» существует. Однако употребление данного прилагательного в отношении каких-либо экологических дефиниций носит, пожалуй, больше ассоциативный, или даже популистский характер. Термин явно не научен и юридически не точен. При этом различные компоненты окружающей среды, требующие защиты, ассоциируются со своими цветами: вода – «голубой, синий», сельскохозяйственные угодья – «жёлтый, зелёный» (наряду с «зелёными поясами» часто говорят также о «жёлтых поясах») и т.п. К тому же прилагательные «лесопарковый» и «зелёный» ассоциативно дублируют друг друга. «Лесопарковый» уже означает «зелёный» (лес и парк однозначно ассоциируются с зелёным цветом, а никак не с жёлтым и не с синими или голубым).

Вместе с тем, слово «лесопарковый» не отражает в полной мере всего комплекса предполагаемых защитных мер в создаваемых «экологических» зонах. Во-первых, режим «лесопарка» хотя и предполагает значительные меры по ограничению хозяйственной деятельности в лесах, расположенных вблизи крупных городов, но, всё-таки, привязан к определённым природным зонам (лесным, лесостепным). Во-вторых, ассоциация с парком не вполне может оправдывать существо предполагаемых подходов к соблюдению экосистемных принципов сохранения и содержания как лесов, так и аграрно-лесных ландшафтов в целом.

В стратегии «Зелёный Щит» речь идёт о комплексной защите окружающей среды, о мерах по снижению нагрузки на все экологически эффективные территории. В этой связи наиболее корректным представляется применение терминов «зона со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» (обоснования см. ниже) и (или) «средозащитный пояс». С целью усиления ассоциации с природными территориями – лесными и луговыми природными сообществами, целесообразно применение термина. «средозащитный зелёный (природный) пояс». При этом «средозащитный зелёный пояс» может быть отнесён к «зоне со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» и, по сути, является разновидностью таких зон.

Как вариант, возможно вернуть в законодательство термин «лесопарковый защитный пояс» как разновидность «средозащитных зелёных (природных) поясов» в типологической иерархии «зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности». В любом случае сочетания прилагательных «защитный» — «зелёный», или «лесопарковый» — «зелёный», а также термин «экологическая безопасность» по смыслу и ассоциативно не дублируют, а дополняют и усиливают друг друга.

2. Целью разработки, принятия и последующей реализации настоящего законопроекта является внедрение специальных экономико-правовых механизмов регулирования хозяйственной и иной деятельность, включая деятельность по охране окружающей среды, направленных на усиление мер по обеспечению экологической безопасности, сохранение и восстановление основных средообразущих и средозащитных компонент природной среды на территориях (в акваториях), испытывающих сильный техногенный прессинг и ухудшение экологической ситуации вследствие осуществления на них длительного экологически не сбалансированного природопользования, а также вследствие избыточной урбанизации, сопровождающейся утратой природных качества на значительных по площади территориях. К таким территориям относятся большинство крупных городов и их пригородных зон, а также территории и акватории, которые в течение длительного времени на сравнительно больших площадях испытывали сильно изменяющее их природные компоненты антропогенной воздействие, которое привело или может привести в ближайшее время к необратимым изменениям экологической ситуации. Как правило, для таких территорий остро стоит вопрос обеспечения экологической безопасности проживающего в их пределах населения, а также экологической безопасности важнейших средообразующих и средозащитных компонент природы (лесов, водных объектов, лугов, сельскохозяйственных угодий). При этом реализация мероприятий по экологической реабилитации этих территорий требует длительного времени и, кроме того, невозможна без принятий кардинальных мер по сдерживанию возрастающей антропогенной нагрузки на природные системы. В отношении таких территорий целесообразно установить специальный правовой режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленный на обеспечение экологической безопасности людей и природных комплексов, а также экологическую реабилитацию природных и природно-антропогенных объектов.

Принятие специальных мер регулирующего характера для обеспечения экологической безопасности требуется для многих территорий, степень техногенного воздействия на которых или вблизи которых значительна, как и значителен уровень их урбанизации (такие территории, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижний Новгород и город Дзержинск Нижегородской области, город Пермь и его городская агломерация, Березниковской-Соликамский промышленный район в Пермском крае, Екатеринбург и его городская агломерация, и другие подобные территории, в т.ч. ряд крупных промышленных центров). Данные меры должны быть связаны, с одной стороны, с рядом ограничений градостроительной и иной деятельности, а также со специальным «экосистемным» подходом к содержанию экологически эффективных территорий (прежде всего – лесов, луговых, водных и прибрежных биоценозов в поймах рек), с другой стороны – данные меры должны быть направлены на стимулирование экологически сбалансированного подхода к устойчивому развитию территорий, внедрение новых экологически ориентированных видов хозяйствования, природопользования (например, развитие туризма, рекреации в природном окружении, развитие сельского хозяйства, развитие экологических инноваций в архитектуре, градостроительстве и промышленности и т.п.). Как правило, специальный режим обеспечения экологической безопасности требуется для тех территорий, в которых превышен уровень изъятия природного пространства в целях урбанизации и индустриализации. Таким образом, требуется реализация специальных экономико-правовых механизмов достижения экологического баланса, проведение мер компенсации потерь природных систем и их экологической реабилитации при условии положительной динамики экономического развития территории (региона, муниципальных образований).

В данном случае уместно употребление термина «зона со специальным (правовым) режимом обеспечения экологической безопасности».

В зависимости от характера природных условий, характера и степени антропогенной нагрузки, характера и степени урбанизации и индустриализации территорий, возможна функциональная спецификация таких зон. Например, для территорий, расположенных в лесной или лесостепной природной зоне в районах с интенсивным промышленным лесопользованием, со значительной степенью фрагментации лесных массивов вследствие сведения лесов в прошлом под сельскохозяйственное использование и транспортное строительство, разработку полезных ископаемых открытым способом, при этом с высокой плотностью населения (развитая сесть населённых пунктов, пригородные зоны городов) и наличием крупных промышленных центров целесообразно установление режимов лесопарковых защитных зон (поясов вокруг городов в их пригородных зонах). К таким территориям в Российской Федерации можно отнести, например, пригород Нижнего Новгорода, пригород Кирова и отдельные юго-западные районы Кировской области, пригород Самары, пригород Перми и Екатеринбурга и др. В лесопарковых защитных зонах (поясах) необходимо, прежде всего, защитить от интенсивного хозяйственного использования главные средообразующие и средозащитные компоненты – лесные экосистемы, водные объекты и их прибрежные зоны.

Для территорий, расположенных в нелесных зонах (степные, лесостепные зоны, зона полупустынь, лесотундровая, тундровая и арктическая зоны), на морских побережьях, на берегах крупных рек и озёр, а также для территорий со значительной площадью болотных и водных экосистем, при этом испытывающих сильные техногенные нагрузки в силу высокой интенсивности застройки и сильного негативного влияния промышленности, вследствие чего имеют место комплексные нарушения функций природных систем (сведение лесов, высокий процент запечатывания территорий, нарушение гидрологического режима, процессы опустынивания, высокая степень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почв, высокая степень рисков развития природно-техногенных аварий в следствие значительных нагрузок на геологическую среду и т.п.) имеет смысл вести речь о необходимости установления комплексного режима защиты природной среды и объектов жизнедеятельности людей – установление средозащитных зон (средозащитных поясов в пригородных зонах). К таким территориям относятся, например, город Норильск с пригородной зоной, Мончегорск с окрестностями, ряд промышленных центров Челябинской области, Березниковско-Соликамский промышленный район в Пермском крае, пригород Воронежа, ряд территорий юго-востока европейской части России в Ставропольском крае, Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областях, Республике Дагестан, город Новороссийск и часть прилегающих к нему территорий и акватории Чёрного моря, город Таганрог с пригородом и частью акватории Азовского моря и др. Для некоторых из этих территорий актуальна задача создания искусственных лесонасаждений в пригородных зонах, проведение комплекса мероприятий по сдерживанию процессов опустынивания, проведению экологической реабилитаций пастбищ, водных объектов, рекультивации горных выработок и т.п. Тоже касается и крупных городских агломераций – прежде всего Московской городской агломерации и городской агломерации Санкт-Петербурга, в которых, помимо высоких рисков градостроительного освоения собственно лесов имеют место тенденции уничтожения вследствие агрессивного градостроительного натиска на бывшие сельскохозяйственные угодья экологически ценных аграрно-лесных ландшафтов, луговых экосистем в поймах рек, а также опасность загрязнения источников питьевого водоснабжения.

Таким образом, зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности могут быть разделены на три функциональных типа:

  • Лесопарковые защитные зоны (лесопарковые защитные пояса в пригородных зонах). Основное назначение зон (поясов): сохранение лесных и водных экосистем как базовых средоообразующих и средозащитных элементов природы в соответствующих природных зонах, обеспечивающих, в т.ч., экологическую безопасность населённых мест. Необходимые условиям функционирования зон (поясов), как минимум: а.) исключение промышленной заготовки древесины и изъятия (вырубки) лесов под развитие дачной, жилой и промышленной застройки, б.) сохранение гидрологического режима и экологических функций водных объектов, исключение дачной, жилой и промышленной застройки в поймах рек, сохранение прибрежных экосистем, в.) снижение плотности застройки в зоне от пятидесяти до двухсот метров от границы леса (лесных опушек).

  • Средозащитные зелёные зоны (средозащитные зелёные пояса в пригородных зонах). Основное назначение зон (поясов): сохранение и восстановление (экологическая реабилитация) характерных для тех или иных природных условий базовых средообразующих и средозащитных природных и природно-антропогенных компонент: лесных экосистем, зелёных насаждений, водных объектов, водных и околоводных экосистем, лугов, сельскохозяйственных угодий, а также сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на соответствующих территориях. Необходимые условия функционирования зон (поясов): а.) исключение снижения площади экологически эффективных территорий – лесов, лугов, водных объектов, исключение промышленной заготовки древесины и изъятия (вырубки) лесов под развитие дачной, жилой и промышленной застройки, соблюдение принципа обязательной компенсации потерь экологически эффективных территорий, площади и объёма базовых средообразующих и средозащитных природных компонент (например – площади лесных экосистем, лесопокрытой площади) при их изъятии под застройку и иные хозяйственные цели, б.) минимизация фрагментации природных экосистем (лесных массивов и др.), в.) сохранение гидрологического режима и экологических функций водных объектов, исключение дачной, жилой и промышленной застройки в поймах рек, сохранение прибрежных экосистем, усиление режима охраны прибрежных защитных полос и водоохранных зон, г.) существенное уменьшение плотности застройки за пределами территорий сложившейся застройки, существенные ограничения на перевод земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий) под дачную, жилую и промышленную застройку.

  • Зоны комплексной экологической реабилитации и восстановления природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий (зоны комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий). Основное назначение: ликвидация последствий накопленного ущерба природной среды, природным и природно-антропогенным объектам, экологическая реабилитация природных и природно-антропогенных объектов (систем, комплексов), восстановление природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий (плодородия почв, водного баланса и др.). Необходимые условия функционирования: исключение всякого антропогенного вмешательства, не связанного с действиями по экологической реабилитации и восстановлению природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 30, ст. 4059; № 52, ст. 6971; 2014, № 30, ст. 4220; 2015, № 1, ст. 11; № 29, ст. 4359) следующие изменения:

  1. пункт 3 статьи 44 после слов «режимом природопользования» дополнить словами «, а также лесопарковые зеленые пояса зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, включая лесопарковые защитные зоны (пояса), средозащитные зелёные зоны (пояса), зоны комплексной экологической реабилитации и восстановления природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий»;

  2. пункт 2 статьи 52 после слов «лесопарковые зоны» дополнить словами «, лесопарковые зеленые пояса зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, включая лесопарковые защитные зоны (пояса), средозащитные зелёные зоны (пояса), зоны комплексной экологической реабилитации и восстановления природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий»;

  3. дополнить статьей 611 следующего содержания:

«611. Правовой режим лесопаркового зеленого пояса Зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

1. Зонами со специальным режимом обеспечения экологической безопасности являются территории и (или) акватории, в отношении которых установлен специальный режим обеспечения экологической безопасности, и границы которых описаны и удостоверены (документированы) в предусмотренном законом порядке.

2. Специальный режим обеспечения экологической безопасности устанавливается в отношении территорий и (или) акваторий, состояние и степень антропогенных изменений природных компонент, природных и природно-антропогенных объектов и комплексов которых при существующем уровне антропогенного воздействия на них приводит к существенному ухудшению экологической ситуации и представляет угрозу экологической безопасности для таких территорий и (или) акваторий, в том числе для расположенных в границах или вблизи таких территорий и (или) акваторий населённых мест, а также приводит к существенному снижению качества и истощению природных ресурсов таких территорий (акваторий), включая водные, земельные, лесные ресурсы, иные ресурсы растительного и животного мира, рекреационные и бальнеологические ресурсы.

3. Зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности устанавливаются в отношении территорий и (или) акваторий, в пределах которых расположены леса, водные объекты и иные природные и природно-антропогенные объекты, выполняющие средообразующие, средозащитные, природоохранные, экологические, санитарно — гигиенические и рекреационные функции.

В границы зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности могут быть также включены застроенные территории, в т.ч. территории населённых пунктов, жилые, производственные и иные функциональные (территориальные) зоны в населённых пунктах и за их пределами, а также искусственные земельные участки, созданные на водных объектах, искусственные водные объекты, объекты инфраструктуры водного транспорта в акваториях и в их прибрежных зонах и иные подобные объекты, в целях обеспечения экологически сбаланасированной хозяйственной и иной деятельности в границах указанных территорий (акваторий), включая установление особых требований к содержанию зелёных насаждений, к плотности застройки, установление специальных нормативов воздействия на окружающую среду и требований по охране окружаюшей среды, включая ограничения на изъятие природных ресурсов, в т.ч. объектов растительного и животного мира.

4. Особые условия использования территорий (акваторий), охрана природных объектов в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности предусматривают систему мероприятий, обеспечивающих сохранение, восстановление и усиление средообразующих, средозащитных, природоохранных, экологических и рекреационных функций природных ландшафтов и природно-антропогенных объектов, лесов и иных насаждений, водных объектов, водных и околоводных экосистем и иных природных объектов, луговой растительности, сельскохозяйственных угодий, включая особо ценные земли, а также сохранение, восстановление и улучшение плодородия почв, водного баланса территорий (акваторий), сохранение биологического биоразнообразия, восстановление популяций исчезающих и (или) утраченных видов растений и животных.

В границах зон со специальным правовым режимом обеспечения экологической безопасности устанавливаются особые режимы осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, определяются особенности использования и оборота земель и земельных участков, использования, защиты и воспроизводства лесов, охраны поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, использования и охраны объектов растительного и животного мира и других природных и природно-антропогенных объектов с целью снижения или полного исключения негативного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты, нормализации экологической обстановки, создания благоприятной окружающей среды, сохранения важных средообразующих и средозащитных компонент природы и типичных для соответствующей природной зоны природных ландшафтов, водных и околоводных экосистем, а также с целью создания условий для осуществления экологически сбалансированного природопользования на основе наилучших доступных технологий, устойчивого развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. В зависимости от особенностей природных условий, условий и характера антропогенного воздействия на территории (акватории), в отношении которых устанавливается специальный режим обеспечения экологической безопасности, а также в зависимости от целей и задач установления такого режима и особенностей правового регулирования хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. деятельности по охране окружающей среды в связи с установлением данного режима, различаются следующие функциональные виды зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности:

1.) лесопарковые защитные зоны (в т.ч. лесопарковые защитные пояса);

2.) средозащитные зелёные зоны (в т.ч. средозащитные зелёные пояса);

3.) зоны комплексной экологической реабилитации и восстановления природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий (зоны комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий).

В случае если лесопарковые защитные зоны или средозащитные зелёные зоны устанавливаются в целях установления специальных режимов обеспечения экологической безопасности населённых мест (городов) и представляют собой замкнутый контур вокруг этих населённых мест (городов), то такие лесопарковые защитные зоны и средозащиные зелёные зоны называются, соответственно, лесопарковыми защитными поясами и средозащитными зелёными поясами.

6. В границах зон со специальным правовым режимом обеспечения экологической безопасности в пределах территорий (акваторий), на которых расположены леса, водные объекты и другие природные объекты, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории (акватории) и препятствующая осуществлению ими средообразующих, экологических, средозащитных, природоохранных, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

7. Основным назначением лесопарковых защитных зон (лесопарковых защитных поясов) является сохранение лесных и водных экосистем как базовых средоообразующих и средозащитных элементов природы в соответствующих природных зонах, обеспечивающих, в т.ч., экологическую безопасность населённых мест.

Правовой режим функционирования лесопарковых защитных зон (лесопарковых защитных поясов) предусматривает:

а.) исключение промышленной заготовки древесины и изъятия (вырубки) лесов под развитие дачной, жилой и промышленной застройки;

б.) сохранение гидрологического режима и экологических функций водных объектов, исключение дачной, жилой и промышленной застройки в поймах рек, сохранение прибрежных экосистем;

в.) снижение плотности застройки в зоне от пятидесяти до двухсот метров от границы леса (лесных опушек).

8. Основным назначением средозащитные зелёных зон (средозащитных зелёных поясов) является сохранение и восстановление характерных для тех или иных природных условий базовых средообразующих и средозащитных природных и природно-антропогенных компонент: лесных экосистем, зелёных насаждений, водных объектов, водных и околоводных экосистем, лугов, сельскохозяйственных угодий, а также сохранение биологического и ландшафтного разнообразия в границах соответствующих территорий (акваторий).

Правовой режим функционирования средозащиных зелёных зон (средозащиных зелёных поясов) предусматривает:

а.) исключение снижения площади экологически эффективных территорий – лесов, лугов, водных объектов, исключение промышленной заготовки древесины и изъятия (вырубки) лесов под развитие дачной, жилой и промышленной застройки;

б.) соблюдение принципа обязательной компенсации потерь экологически эффективных территорий, площади и объёма базовых средообразующих и средозащитных природных компонент, в т.ч. лесопокрытой площади, при их изъятии под застройку и иные хозяйственные цели;

в.) минимизация фрагментации природных экосистем (лесных массивов и др.);

г.) сохранение гидрологического режима и экологических функций водных объектов, водных и околоводных экосистем;

д.) исключение дачной, жилой и промышленной застройки в поймах рек, сохранение прибрежных экосистем, усиление режима охраны прибрежных защитных полос и водоохранных зон;

е.) ограничение плотности застройки за пределами территорий сложившейся застройки;

ж.) ограничения на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий) под дачную, жилую и промышленную застройку.

9. Основным назначением зон комплексной экологической реабилитации и восстановления природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий (зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) является ликвидация последствий накопленного ущерба природной среды, природным и природно-антропогенным объектам, экологическая реабилитация природных и природно-антропогенных объектов (систем, комплексов), восстановление природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий (плодородия почв, водного баланса и др.).

Правовой режим функционирования зон комплексной экологической реабилитации и восстановления природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий (зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) предусматривает исключение любого антропогенного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты и комплексы, не связанного с деятельностью по экологической реабилитации и восстановлению природных и природно-хозяйственных качеств территорий и акваторий в границах таких зон.

10. Государственное регулирование хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность в сфере охраны окружающей среды, в границах зон со специальным правовым режимом обеспечения экологической безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации».

1. Лесопарковый зеленый пояс создается на территориях, занятых лесами, водными объектами и иными природными объектами, выполняющими средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно — гигиенические и рекреационные функции.

2. Охрана лесопарковых зеленых поясов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие лесов и иных насаждений, водных объектов и иных природных объектов для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе лесопарковых зеленых поясов, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны лесопарковых зеленых поясов осуществляется в соответствии с законодательством.

4.) Дополнить статьёй 612 следующего содержания:

«Статья 612. Порядок создания и функционирования зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий.

1. В целях создания лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) граждане, некоммерческие организации, органы и должностные лица местного самоуправления, государственные органы субъектов Российской Федерации вправе обратиться с мотивированным ходатайством (предложением) о создании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) в высший исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации.

В ходатайстве (предложении) о создании зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) должны быть указаны:

  • примерные границы территорий и (или) акваторий, в отношении которых предлагается установить специальный режим обеспечения экологической безопасности;

  • функциональный вид (категория) зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, которую (которые) предполагается установить в отношении указанных территорий (акваторий);

  • перечень субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, терртории (части территорий которых) предполагается вклчить в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

В случае если создание лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) планируется на территории двух и более субъектов Российской Федерации, то ходатайство (предложение) о создании такого лесопаркового зеленого пояса таких зон подается в Правительство Российской Федерации.

Ходатайство (предложение) о создании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) в соответствующий исполнительный орган власти подаётся через субъектов общественного контроля, указанных в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля».

Субъект общественного контроля, получивший ходатайство (предложение) о создании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) в адрес соответствующего исполнительного органа власти, в течение 30 дней с момента поступления ходатайства (предложения) о создании лесопаркового зеленого пояса таких зон организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля».

В целях подготовки указанных общественных (публичных) слушаний субъектами общественного контроля могут создаваться специальные рабочие группы, общественные инспекции и группы общественного контроля.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Ходатайство (предложение) о создании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 10 дней после проведения общественных (публичных) слушаний их организатором направляется на рассмотрение в соответствующий исполнительный орган власти, и обнародуется, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Соответствующий исполнительный орган власти, получивший в свой адрес ходатайство (предложение) о создании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) вместе с итоговым документом (протоколом), подготовленным по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение 30 дней с момента поступления указанного ходатайства (предложения) принимает решение о создании подготовке материалов, обосновывающих включение указанных в ходатайстве о создании зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) территорий (акваторий) в границы лесопаркового зеленого пояса таких зон, включая проект Положения о соответствующей зоне (соответствующих зонах) со специальными режимом обеспечения экологической безопасности либо решение об отказе в создании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) с учетом результатов общественных слушаний.

3. Порядок подготовки материалов, обосновывающих включение территорий (акваторий) в границы зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, порядок подготовки и утверждения Положения о зоне (зонах) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Подготовленные материалы, обосновывающие включение территорий (акваторий) в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, включая проект Положения о соответствующей зоне (соответствующих зонах) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, направляется соответствующим органом исполнительной власти на государственную экологическую экспертизу в уполномоченный на проведение такой экспертизы орган государственной власти. (здесь требуется уточнение по полномочям органов государственной власти уровня субъектов РФ и федерального уровня на проведение государственной экологической экспертизы).

Орган общественного контроля, выступивший с ходатайством (предложением) о создании зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности вправе организовать проведение общественной экологической экспертизы материалов, обосновывающих включение территорий (акваторий) в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих включение территорий (акваторий) в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, включая государственную экологическую экспертизу проекта Положения о такой зоне (о таких зонах) устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. В случае получения положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих включение территорий (акваторий) в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, включающих проект Положения о такой зоне (зонах), соответствующий орган исполнительной власти в течение 30 со дня получения уведомления о результатах государственной экологической экспертизы принимает решение о создании зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности и утверждает соответствующее Положение об этой зоне (об этих зонах).

6. В случае получения отрицательного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих включение территорий (акваторий) в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, уполномоченный орган исполнительной власти направляет соответствующее уведомление в орган общественного контроля, обратившийся с ходатайством (предложением) о создании такой зоны (таких зон), а также принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства о создании соответствующей зоны (соответствующих зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

Орган общественного контроля имеет право повторно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти о создании зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, или выставить материалы, обосновывающие включение территорий (акваторий) в границы зоны (зон) со специальным режимом обеспечение экологической безопасности на общественный референдум при условии, что на те же материалы, обосновывающие включение территорий (акваторий) в границы зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, которые были представлены на государственную экологическую экспертизу, получено положительное заключение общественной экологической экспертизы.

В случае принятия общественным референдумом положительного решения о создании зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, соответствующий орган исполнительной власти в течение 30 дней со дня публикации результатов референдума принимает решение о создании зоны (зон) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности и утверждает соответствующее Положение о зоне (зонах) со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

6. Решение об отказе в создании лесопаркового зеленого пояса может быть принято по следующим основаниям:

1) обоснована динамика увеличения площадей экологически эффективных территорий;

2) обоснована динамика уменьшения площади застроенных и планируемых к застройке территорий;

3) обоснована динамика увеличения площадей сельскохозяйственных угодий;

4) соблюдение нормативов качества окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

Комментарий: данные критерии в таком виде весьма расплывчаты. В предыдущей версии законопроекта было предложено подобные показатели включить в систему показателей государственного экологического мониторинга. Без проведения специальных видов работ, или без систематического сбора данных в процессе мониторинга, обоснованные для принятия государственного решения данные получить невозможно. В настоящей итерации разработки законопроекта предполагается, что основные критерии по созданию зон будут формализованы при определении порядка проведения подготовки обосновывающих создание зон материалов и порядка проведения государственной экологической экспертизы данных материалов.

7. В случае принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса соответствующим исполнительным органом власти обеспечивается подготовка материалов, обосновывающих необходимость включения территорий, на которых расположены леса, водные объекты и иные природные объекты, в указанный пояс, а также выполнение мероприятий по установлению границ лесопаркового зеленого пояса. Комментарий: если подготовка материалов о включении территорий в пояс (в зону) осуществляется после принятия решения о создании пояса (зоны), то на основании каких сведений (материалов) принимается столь сложное решение? Необходимо сначала создать обосновывающие материалы, провести их экспертизу, а потом уже на основании заключения экспертизы принимать решение.

8. Порядок подготовки и состав материалов, обосновывающих необходимость включения территорий, на которых расположены леса, водные объекты и иные природные объекты, в лесопарковый зеленый пояс, устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

9. Решение об отмене создания лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в т.ч. лесопарковых защитных зон, средозащитных зелёных зон, зон комплексной эколого-экономической реабилитации территорий и акваторий) может быть принято только в том же порядке, что и решение о создании этих зон.

5.) Дополнить статью 63.1 пунктом 41 следующего содержания:

«41. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в границах которых расположены зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, в рамках установленных полномочий, в ходе ведения государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности обеспечивается получение следующих показателей:

— динамика изменений площадей экологически эффективных территорий (территорий, покрытых лесной растительностью, луговой растительностью, водными объектами)

— динамика изменения площади застроенных (запечатанных) и планируемых к застройке (запечатыванию) территорий

— динамика изменений площадей сельскохозяйственных угодий

— уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и растительного покрова

— уровень биологического разнообразия.

Порядок ведения государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 2

Подпункт «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации…) изложить в следующей редакции:

«в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отчет о функционировании лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности (в случае наличия таких зон на территории соответствующего субъекта Российской Федерации) для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;».

Статья 3

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3597, 3599, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54; № 25, ст. 3530; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; 2013, № 51, ст. 6680; № 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, № 11, ст. 1092; № 26, ст. 3377, 3386; № 30, ст. 4251; 2015, № 27, ст. 3997, № 29, ст. 4350, 4359) следующие изменения:

1) часть 6 статьи 102 изложить в следующей редакции:

«6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, отнесение лесов к защитным лесам, выделение особо защитных участков лесов, отнесение лесов и лесных участков к лесам, выполняющим особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включаемым в лесопарковый зеленый пояс состав зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.».

2) дополнить статьей 1071 в следующей редакции:

«1071. Специальный правовой режим лесов и особо защитных участков лесов, выполняющим особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенных в лесопарковый зеленый пояс состав зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности

1. В лесах и на особо защитных участках лесов, выполняющим особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенных в лесопарковый зеленый пояс зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса.

2. Выборочные рубки лесных насаждений в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, выполняющим особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенных в лесопарковый зеленый пояс зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесах, выполняющим особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенных в лесопарковый зеленый пояс зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

3) разработка месторождений полезных ископаемых;

4) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи.

4. Лесные участки в составе лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности не подлежат передаче в аренду для видов использования лесов, предусмотренных пунктами 1,2,8,9,14,15 части 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

4. Особенности использования и проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, выполняющих особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенных в лесопарковый зеленый пояс состав зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса лесов, выполняющих особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включённых в состав зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, которое может привести к уменьшению площади таких лесов, не допускается. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в его границы лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

Комментарий: это вредная норма, позволяющая манипулировать плошадями и участками, терминам и понятиями «на бумаге», но ничего реально не менять в реальности и не компенсировать! ЭТО ДОАКАЗАЛА ПРАКТИКА. ЭТО ТАКЖЕ БЫЛО ОТМЕЧЕНО И НА ЗАСЕДАНИИ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 8.12.2015!

СПЕЦИАЛЬНО БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН СЛЕДУЮЩИЙ ВАРИАНТ:

5. В границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности не допускается уменьшение площади земель лесного фонда, уменьшение лесопокрытой площади, за исключением случаев сведения лесной и иной древесно-кустарниковой растительности, возникшей самосевным образом (в результате зарастания) на землях сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодьях) вследствие их длительного неиспользования, при осуществлении рекультивации таких земель.

Перевод лесных участков, включенных в состав лесопаркового зеленого пояса, из земель лесного фонда в земли иных категорий, допускается исключительно с одновременным обменом на соответствующий земельный участок в порядке, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации»

Статья 4

Внести в статью 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 31, ст. 3442; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4195; N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4591; N 49, ст. 7015; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2014, N 43, ст. 5799) следующие изменения:

часть 6 после слов «земель сельскохозяйственного назначения,» дополнить словами «земель, занятых лесами, выполняющими особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенными в лесопарковый зеленый пояс состав зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности».

Статья 5

Статью 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

  1. лесного участка, расположенного в составе лесопаркового зеленого пояса зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

Статья 6.

Комментарий: статью необходимо ввести, так как установление дополнительных мер по защите от неправомерной застройки прибрежных защитных полос и водоохранных зон чрезвычайно важно, что доказано практикой.

Внести в Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, … ) следующие изменения:

дополнить статьёй 661 следующего содержания:

«Статья 66.1. Водные объекты, расположенные в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

  1. Требования к охране и использованию водных объектов, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  2. Минимальные размеры (ширина) прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, особые условия использования территорий в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон таких водных объектов и правила установления их границ регламентируются Правительством Российской Федерации.».

Статья 7

Комментарий: функционирование зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности близко к режиму особо охраняемой природной территории. Кроме того, законопроектом предусматривается «недопущение негативного влияния на природные объекты» в границах этих зон. Таким образом, для оценки характера и степени антропогенного воздействия, с целью принятия решений о допустимости или недопустимости тех или иных действий в границах зон, необходимо проведение государственной экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности.

Внести в федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, …) следующие изменения:

  1. Дополнить статью 11 пунктами 6.2), 9), 10), 11), 12) и 13) следующего содержания:

6.2) Материалы, обосновывающие включение территорий (акваторий) в границы зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности в случае установления таких зон в границах двух и более субъектов Российской Федерации или в случае, если такие зоны устанавливаются с целью обеспечения городов федерального значения – субъектов Российской Федерации Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

«9) Материалы, обосновывающие перевод земель лесного фонда, расположенные в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, в земли иных категорий, проекты документов территориального планирования, генеральных планов и градостроительных регламентов, и проекты изменений в данные такие документы, предусматривающие изменений категории земель лесного фонда, расположенные в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, на земли иных категорий, проекты правовых актов, на основании которых планируется перевести земли лесного фонда, расположенные в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности в земли иных категорий.

10) Проекты лесных планов, проекты изменений в лесные планы субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

11) Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить в пределах находящихся в федеральной собственности водных объектов и их прибрежных защитных полос и водоохранных зон, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

12) Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, если такими источниками являются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

13) Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городов Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности».

  1. Дополнить статью 12 пунктами 4.2), 6), 7), 8), 9) и 10) следующего содержания:

«4.2) Материалы, обосновывающие включение территорий (акваторий) в границы зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, за исключением случаев, указанных в части 6.2) статьи 11.

6) Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

7) Проекты лесных участков, проекты освоения лесов лесных участков, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности и находящихся в аренде, или которые планируется предоставить в аренду для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

8) Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить в пределах земель лесного фонда, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, в случае, если такие объекты не являются объектами лесной инфраструктуры.

9) Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить в пределах находящихся в собственности субъекта Российской Федерации водных объектов и их прибрежных защитных полос и водоохранных зон, расположенных в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности.

10) Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществить в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, если такими источниками являются водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные в границах зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, за исключением объектов, указанных в пункте 13) статьи 11.».

Статья 6

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004; № 34, 3533; 2005, № 1, ст. 13; № 10, ст. 763; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 30, ст. 3755; 2008, № 18, ст. 1941; № 30, ст. 3604; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; 2010, № 1, ст. 1; № 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 23, 54; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; № 48; № 50,
ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012,№ 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320, 4330;№ 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7602; 2013, № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2323; № 26 ст. 3208; № 27 ст. 3454; № 30 ст. 4030, 4032, 4034, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191
) следующие изменения:

  1. статью 8.1 дополнить абзацем 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.2 дополнить абзацем 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.3 дополнить абзацем 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.4 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.5 дополнить абзацем 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.6 дополнить частью 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.7 дополнить частью 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.»

  1. в статье 8.8 :

а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.»

б) часть 4 дополнить абзацем 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.»

  1. дополнить статьей 8.11.1 следующего содержания:

«8.11.1. Нарушение специального правового режима лесов и особо защитных участков лесов, выполняющих особые средозащитные функции в целях обеспечения экологической безопасности и включенных в лесопарковый зеленый пояс состав зон со специальным режимом обеспечения экологической безопасности

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.12 дополнить частью 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.12.1 дополнить частью 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.13 дополнить частью 6 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.14 дополнить частью 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.15 дополнить частью 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.21 дополнить частью 4 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.25 дополнить частью 5 следующего содержания:

«те же действия предусмотренные частями 2 и 4 настоящей статьи и совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. статью 8.27 дополнить частью 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. часть 2 статьи 8.28 после слов «и других видов техники» дополнить словами « и совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности,».

  2. статью 8.29 дополнить частью 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

  1. в статьи 8. 31:

а) часть 1 дополнить абзацем 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

б) в части 3 после слов «участков лесов» дополнить словами «и совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности,».

  1. статью 8.32 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.».

  1. в статье 8.35 после слов «установленного порядка» дополнить словами «и совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности

  2. статью 8.38 дополнить частью 2 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

  1. статью 8.42 дополнить частью 3 следующего содержания:

«те же действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе границах зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере шести тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.».

  1. в пункте 2 статьи 23.1 после слов «частью 2 статьи 8.6» дополнить словами «статьей 8.11.1»;

  2. в части 1 статьи 23.24 слова «статьями 8.24-8.27» заменить словами «статьями 8.11.1, 8.24-8.27»;

  3. в части 1 статьи 23.24.1 слова «статьями 8.24-8.27» заменить словами «статьями 8.11.1, 8.24-8.27»;

  4. в статье 28.3:

а) в пункте 32 части 2 после слов «предусмотренных» дополнить словами «статьей 8.11.1»;

б) в пункте 8 части 5 слова «статьями 8.25-8.32» заметить словами «статьями 8.11.1, 8.25-8.32».

Статья 7

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2017 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации

и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ НЕОБХОДИМО ПЕРЕДЕЛАТЬ

Проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «законопроект») разработан по инициативе Общероссийского народного фронта в целях создания правовых оснований для установления особого правового режима территорий мегаполисов, имеющих повышенную плотность населения.

Статистические данные, связанные с мониторингом состояния как отдельных элементов природной среды, так и экологической системы в целом, позволяют утверждать, что основным источником негативного воздействия на экологическую обстановку является антропогенный фактов.

При этом негативный экологический эффект в отношении любого из субъектов Российской Федерации находится в прямой зависимости от численности населения соответствующего региона и в обратной зависимости от его площади.

Таким образом, степень негативного воздействия на окружающую среду находится в прямой зависимости от средней плотности населения, проживающей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Действующее лесное законодательство предусматривает меры противодействия подобному негативному влиянию за счет установления особых правовых режимов ряда защитных лесов, расположенных на территории и в непосредственной близости от большинства российских мегаполисов (городские леса, лесопарковые зоны, зеленые зоны).

Однако необходимо признать, что в отношении отдельных субъектов, имеющих особо высокую плотность населения, не удается обеспечить достаточного уровня экологической безопасности населения даже при наличии крайне существенных ограничений лесопользования, предусмотренных правовыми режимами указанных категорий защитных лесов.

Наиболее показательным из таких субъектов Российской Федерации является город федерального значения Москва.

Создание лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы впервые предусматривалось Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. «Зеленый пояс» должен был быть наиболее тщательно оберегаемой частью пригородной зоны. Он должен был ограничить территориальные расширения городской застройки путём закрепления границ города со строгим запрещением дальнейшего строительства в пределах зелёного пояса. В 1935 г. лесопарковый защитный пояс Москвы стал неотъемлемой частью планировочной структуры города. Он насчитывал сначала 168,5 тыс. га, а позднее – 149 тыс. га.

Площадь природных территорий лесопаркового защитного пояса региона сократилась с 1961 по 2014 гг. на 33 тыс. га и составляет менее 45% его первоначальной территории. Аналогичная площадь защитных лесов Лондона составляет — 554,7 тысяч га, более чем в три раза превышает площадь самого города, и эта цифра постепенно увеличивается. Оптимальное соотношение площадей крупнейших городов и пригородного лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5 – 1:10, а в Москве и Подмосковье оно в конце 2000-х годах составляло 1:1,5. По данным, озвученным экспертами ОНФ, в столичном регионе ЛПЗП должен быть в несколько раз больше существующего.

Но стремительный рост Москвы и её городов-спутников привел к постепенной деградации лесов и защитных насаждений, а интенсивное дачное и коттеджное строительство, под которое иногда отводятся ценные природные территории защитного пояса, только усугубили ситуацию.

В результате многолетних вырубок лесопарковая территория вокруг Московской агломерации сократилась до 70 тыс. га, и, если эта тенденция не будет остановлена, столичный регион ждет экологическая катастрофа.

Не взирая на то, что в настоящее время согласно лесному плану Московской области все леса на территории Московской области отнесены к категории защитных, которые в соответствии со статьёй 12 Лесного кодекса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов происходит бесконтрольная вырубка лесных массивов под застройку коттеджными поселками и микрорайонами.

Законопроектом предусмотрено введение в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» положения, допускающего установления особых природоохранных режимов. При этом законопроект создает правовое обоснование установления особого правового режима как в отношении лесов, так и в отношении иных элементов окружающей среды, подвергающейся антропогенному воздействию и имеющему принципиально важное значение для обеспечения права населения на благоприятную окружающую среду в том числе в отношении субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации.

Законопроектом вводится новая категория защитных лесов – «леса, предназначенные для обеспечения экологической безопасности». К данной категории лесов предлагается отнести леса и лесные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, вне зависимости от категории земель, на которых располагаются соответствующие леса.

Также законопроектом устанавливается правовой режим новой категории защитных лесов, предусматривающий, в том числе, запрет сплошных рубок лесных насаждений и существенное ограничение возможности капитального строительства.

Отнесение лесов и лесных участков к лесам, предназначенным для обеспечения экологической безопасности и установление их границ законопроектом предусматривается осуществлять органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса

Инициатива отнесения лесов и лесных участков к лесам, предназначенным для обеспечения экологической безопасности в отношении субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации и экологическое благополучие населения, которых не может быть обеспечено без установления соответствующих правовых режимов лесов, законопроектом предоставляется Правительству Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение режима использования защитных лесов и особо защитных участков леса.

В условиях нарастающего воздействия антропогенных факторов, реализация законопроекта повысит защитную, санитарно-гигиеническую и рекреационную функцию защитных лесов московской агломерации, путем увеличения площади и запрета на проведение рубок деревьев, позволит привести экологические нормы к приемлемому состоянию и повысит экологическую безопасность столичного региона. Повысит реализацию экологических прав граждан — прав на благоприятную окружающую среду и на общее природопользование.

Финансово-экономическое обоснование

проекта Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Реализация проекта Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМО УТОЧНИТЬ И СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНИТЬ

В связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребует принятия:

Наименование проекта нормативного правового акта

Обоснование необходимости изменения

Примерный срок

Краткое описание Краткие сведения об исполнителях
1 Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка проведения выборочных рубок лесных насаждений в лесах, предназначенных для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации Внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

Цель правового регулирования:

Разработка нормативных правовых актов в части обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации

Предмет правового регулирования

общественные отношения, связанные

с обеспечением экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации

Содержание правового регулирования:

Разработка нормативного правового акта, отражающего порядок проведения выборочных рубок лесных насаждений в лесах, предназначенных для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации.

Разработка нормативного правового акта предусматривающего особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, предназначенных для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации.

Разработка нормативного правового акта устанавливающего форму ходатайства об отнесении лесов и лесных участков к лесам, предназначенным для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации, и состав материалов, обосновывающих необходимость отнесения лесов и лесных участков к лесам, предназначенным для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации.

Головной

исполнитель:

Минприроды

России

Соисполнитель:

Рослесхоз

2

Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, предназначенных для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации.

Внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

3

Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Формы ходатайства об отнесении лесов и лесных участков к лесам, предназначенным для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации, и состав материалов, обосновывающих необходимость отнесения лесов и лесных участков к лесам, предназначенным для обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации.

Внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации

IV квартал 2016 г.