В Воронеже прошел круглый стол по созданию «зеленого щита»

24 октября 2017 года в Воронеже прошел круглый стол, посвященный вопросу создания «зеленого щита» в Воронежской городской агломерации. В круглом столе приняли участие коллеги из регионального отделения ОНФ, чиновники, представители природоохранной общественности и эксперты. Дискуссия была горячей. Предлагаемая чиновниками площадь лесопаркового зелёного пояса всего в 15 кв.км — маловато для города миллионника … Мы же предлагаем целостный подход с выходом на контур не менее 9000 кв.км.

Руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба ОНФ в Московской области А. Хлынов и руководитель воронежского исполкома ОНФ О. Вельможин

 

Создание зелёной защитной зоны Воронежской городской агломерации является насущной, давно назревшей задачей, решение которой способно обеспечить дальнейшее устойчивое, экологически и социально ориентированное развитие города и прилегающих к нему территорий. Воронеж и его окрестности, как и территория всей Воронежской области, является староосвоенной территорией с высокой степенью хозяйственного преобразования природного ландшафта, со значительными антропогенными нагрузками на природную среду как аграрного, так и индустриального и урбанистского (градостроительного) характера.

К основным актуальным социально-экологическим проблемам Воронежской городской агломерации относятся:

— Загрязнение подземных и поверхностных вод промышленными и коммунальными стоками, а также поверхностным стоком с сельскохозяйственных полей и иных объектов аграрного комплекса;
— Дефицит качественной питьевой воды;
Не вполне комфортные, а в ряде случаев – неблагоприятные мезо- и микроклиматические условия из-за накладывающихся фоновых климатических зональных факторов (засушливый климат), малолесья и высокой урбанизации Воронежской агломерации;
— Вырубки защитных лесов под застройку и необоснованные санитарные вырубки, в т.ч. на ООПТ;
— Лесные и природные пожары в результате непреднамеренного и преднамеренного поджога лесной подстилки и травостоя;
— Массовые и масштабные санитарные вырубки лесов в окрестностях Воронежа из-за пожаров 2010 года, в результате чего за последние годы в окрестностях Воронежа образовались огромные безлесные пространства;
— Несанкционированные свалки, в т.ч. размещаемые в отработанных карьерах;
— Интенсивное недропользование (добыча ОПИ);
— Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями;
— Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом;
— Загрязнение почв;
— Опасные инженерно-геологические процессы, эрозия почв и дефляция.
— Суховеи

Зелёный щит как целостная зона с установленными правовыми режимами защиты от вредного антропогенного воздействия природных, природоподобных биогеоценозов и других экологически эффективных территорий и акваторий, включающая в себя и лесопарковый зелёный пояс города и городской агломерации, призван обеспечить решение следующих задач:

1. Повышение экологической устойчивости геосистем посредством:

— Максимально возможного сохранения природных и природоподобных биоценозов, природных и историко-культурных ландшафтов (объектов);
— Сохранения и развития целостного природно-экологического каркаса территории агломерации, а также элементов градоэкологического каркаса ядер агломерации – Воронежа и других населённых пунктов;
— Создания благоприятного правового режима и институциональных возможностей для развития сетей особо охраняемых природных территорий, в задачи которых входит сохранение ключевых природных объектов лесостепной зоны:
широколиственных лесов и характерной древесно-кустарниковой растительности речных долин, балок и оврагов, пойменных и суходольных разнотравных лугов, степных участков, водных и околоводных экосистем, включая болота и истоки рек и ручьёв;

2. Необходимый уровень экологической безопасности территорий и повышения качества базовых ресурсов жизнеобеспечения (воды, атмосферного воздуха, почв, рекреационных зон) посредством:

— Надлежащей очистке сточных вод промышленных и коммунальных объектов, реконструкции очистных сооружений;
— Поиска и задействования в системе питьевого и хозяйственного водоснабжения населённых пунктов новых источников водоснабжения;
— Санации негативного воздействия агрокомплекса (удобрения, смыв грунта), промышленных и коммунальных объектов на малые реки в водосборе реки Дон на участке Воронежской агломерации за счёт: прекращения практики сброса промышленных и коммунальных стоков «на рельеф» и установки очистных
сооружений, коллекторов, создания залесённых и залужённых (в т.ч. за счёт восстановления естественных степных биоценозов) буферных зон между угодьями интенсивного землепользования (интенсивной распашки) с применением удобрений (ядохимикатов) и бровками оврагов, балок и речных долин;
— Разработки и реализации в границах «зелёного щита» специальной программы восстановления естественных природных сообществ в долинах малых рек, балках и оврагов естественных природных сообществ (лесных, луговых и степных), благоприятно влияющих на повышение водности рек и ручьёв, дебета их источников, очистку поверхностного стока и уменьшение в его составе взвешенных механических минеральных и органических фракций почво-грунтов, а также на способность водных экосистем к самоочистке от загрязнения;
— Увеличения в зоне «зелёного щита» количества лесных насаждений и разнотравных луговых и степных биоценозов с высоким (относительно высоким) содержанием биомассы, в т.ч. на внутригородских территориях;
— Переход к экологическим принципам благоустройства в населённых пунктах (прежде всего – в Воронеже): расстановка приоритета экологической эффективности поверхностей над декоративностью, замена большей части газонов на внутридворовых территориях, в парках и скверах на разнотравную луговую растительность и травянистую растительность, характерную для зоны широколиственных лесов, отказ от частого кошения травянистой растительности и тотальной уборки листового опада (за исключением пешеходных зон,
автомобильных дорог и др.;
— Защиты земель от опасных природных и природно-антропогенных процессов

3. Выработки системы принятия сбалансированных проектных и управленческих решений, формат которых предусматривает расстановку приоритетов согласно базовым принципам земельного, природоохранного и градостроительного законодательства, посредством:
— Перехода на принципы ландшатфно-экологического планирования, при которых обеспечивается:

а.) рассмотрение альтернативных вариантов размещения объектов воздействия на окружающую среду, в т.ч. объектов транспорта, исходя из приоритетов сохранения благоприятной окружающей среды, устойчивости
экосистем и минимизации негативного воздействия на здоровье людей в долгосрочной перспективе при планировании хозяйственной деятельности и принятии конкретных проектных решений;

б.) жёсткая фиксация защищённого специальным правовым режимов экологического каркаса территории,
включающего в себя сеть особо охраняемые природные территории и любые экологически эффективные участки на землях различного правового статуса, включая городское озеленение, озеленение производственных объектов и их санитарно-защитных зон, защитные лесополосы, сельскохозяйственные угодья и др.;

в.) жёсткая фиксация, без права уменьшения специальных защитных зон: зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, санитарно-защитных зон промышленных, коммунальных и иных объектов, в т.ч. линейных, водоохранных зон и береговых зон водных объектов;

г.) инвентаризации и определения границ с занесением в соответствующий реестр особо ценных земель – сельскохозяйственных угодий;

д.) жёсткая фиксация перспективных границ городской агломерации, за которые уже не производится
экстенсивного расширения застройки;

е.) учёт при принятии решений местообитаний редких и исчезающих видов флоры и фауны;

ж.) учёт при принятии решений ландшафтно-планировочной организации территорий, особенностей распределения поверхностного и подземного стока с целью исключения подтоплений или осушений территорий, изменения в сторону ухудшения гидрологического режима территорий и акваторий и т.п.;

— Совершенствования форматов работы проектных офисов через развитие площадок многоступенчатых общественных и экспертных обсуждений проектов.
Для целей создания «зелёного щита» Воронежской городской агломерации были определены физические границы агломерации по концентрации наибольшей плотности застройки относительно регионального центра – города Воронежа. Вокруг данной области и должна быть сконцентрирована зелёная зона («зелёный щит») города Воронежа, в т.ч. в качестве лесопаркового зелёного пояса.

В настоящее время для формирования лесопаркового зелёного пояса города не предусмотрено каких-либо специальных нормативов по определению его площади, местоположения и конфигурации. При этом и режим лесопаркового зелёного пояса, несмотря на преимущественный вектор этого режима на защиту природных объектов, выполняющих средозащитные, средоформирующие, средорегулирующие и санитарно-гигиенические функции, имеет ряд определённых недостатков, связанных с тем, что этот режим, всё-таки, допускает застройку природных территорий, в т.ч. лесов, объектами капитального строительства. Тем не менее, в лесопарковый зелёный пояс могут быть включены не только леса, но и иные территории, занятые луговой растительностью, водными объектами и сельскохозяйственными угодьями. В лесопарковый зелёный пояс могут быть также включены территории и акватории с более строгим режимом охраны
природы – особо охраняемые природные территории, лесопарковые зоны на землях лесного фонда, защитные леса различных категорий, городские леса. При этом законодательством о лесопарковых зелёных поясах предусмотрено, что при включении таких территорий в лесопарковый зелёный пояс более строгий режим охраны этих территорий сохраняется.

Тем не менее, практика организации охраняемых территорий показывает, что для выполнения этими территориями своих функций эффективно, необходимо учитывать целостность горизонтальных, латеральных и вертикальных потоков вещества и энергии в топологически взаимосвязанных геосистемах как природного, так и природно-техногенного характера. В связи с этим сильная изрезанность контура пространственной проекции режима особой охраны территории, исключение из целостного контура
функциональных взаимосвязей компонент и свойств геоисистемы (например, в границах единого водосбора, или единого лесного массива, разделённого линейными объектами и т.п.) значительно осложняет контроль за использованием территории и в ряде случаев исключает применение эффективных мер по предотвращению негативного воздействия на природные объекты (например, при осуществлении сбросов сточных вод на рельеф, попадающих в линейные и площадные водные объекты и т.п.).

В связи с вышесказанным, «зелёный щит» города и городской агломерации целесообразно создавать в едином целостном контуре, определяемом преимущественно природными планировочными элементами (например, водосборами, зональными границами, границами крупных лесных массивов, границами морфоструктур и т.п.), а также с учётом лимитирующей роли административных границ субъекта РФ,
муниципальных образований, линейных объектов, границ застройки и т.п., с последующим определением дифференцированного режима охраны природы и регулирования природопользования в границах «зелёного щита». С правовой точки зрения здесь стоит применять комплекс норм и правового инструментария, складывая «зелёный щит» из нескольких элементов: особо охраняемых территорий и объектов (природных и объектов культурного наследия), защитных лесов, лесопарковых зон,
водоохранных зон, зон санитарной охраны источников хозяйственного и питьевого
водоснабжения, лесопаркового зелёного пояса.

Для получения вводных пространственных параметров «зелёного щита» рекомендуется использовать уже существующие нормы проектирования зелёных городов, используя для этого следующие нормативные и методические материалы:
— Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Лесной кодекс Российской Федерации;
— Земельный кодекс Российской Федерации;
— Градостроительный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных
территориях»;
— ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана природы. Земли. Состав и размер зелёных зон городов»;
— ГОСТ 17.6.3.07-78 «Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование
зелёных зон городов»;
— ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения»;
— ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения»;
— ГОСТ 18486-87 «Лесоводство. Термины и определения»;
— Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка
и застройка городских и сельских поселений»;
— Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. №1007 «Об утверждении
Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и
границ лесопарковых зон, зеленых зон»;
— Руководство по лесовосстановлению и лесоразведению в лесостепной, степной,
сухостепной и полупустынной зонах Европейской части Российской Федерации,
утверждённое приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 13.12.1993;
— Рекомендации Всемирной организации здравоохранения: ООН. Всемирная
организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. «Городские зелёные
зоны. Краткое руководство к действию»;
— «Современные аспекты определения площадей зеленых зон и лесопарковых зон
городов», В. С. Чернявский, М. М.Тюков – ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»
(ВНИИЛМ);
— Основы лесопаркового хозяйства: учебник для средних специальных учебных
заведений по специальности 2604 «Лесное и лесопарковое хозяйство» /
О.С.Артемьев, О.Ф.Буторова, Н.В.Ковылина, Л.Н.Козлова, Р.Н.Матвеева, Москва:
ВНИИЦлесресурс, 1999;
— Мягков М.С. Лекция: «Нормирование и нормативы микроклиматических условий
территории городской застройки. Реализация требований биоклиматической
комфортности в проектной подготовке строительства».

Контур «зелёного щита» состоит из базового «внешнего» контура и элементов контуров дифференцированных режимов охраны природных объектов и регулирования природопользования. В общем случае «зелёный щит» городской агломерации состоит из
трёх крупных функциональных зон:
— Зона лесопаркового зелёного пояса (территории, правовой статус которых
допускает их включение в лесопарковый зелёный пояс согласно ст.62.2 ФЗ «Об
охране окружающей среды»);
— Зона контролируемого использования земельных, водных и лесных ресурсов
(территории, занятые сельскохозяйственными угодьями, не включёнными в
лесопарковый зелёный пояс, объектами агропромышленного комплекса, садово-огородническими и дачными товариществами, лесами, используемыми в для
целей промышленной заготовки древесины, объекты недропользования,
водозаборы, объекты мелиорации и т.п.);
— Зона контролируемого градостроительного развития (территории, правовой
статус которых не допускает их включения в лесопарковый зелёный пояс, но
контроль за развитием которых необходим для предотвращения негативного
влияния на лесопарковый зелёный пояс).
Для расчёта ориентировочной площади базового контура «зелёного щита»
рекомендуется использовать нормы ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана природы. Земли. Состав
и размер зелёных зон городов» и рассчитывать эту площадь по формуле:
Szs = 1,3*M*Pn/Lср., где:
Szs – искомая площадь, кв.км,
M – кол-во жителей агломерации,
Pn – нормативная величина рекомендуемой площади зелёных насаждений в зелёной
зоне на 1 жителя агломерации, кв.км,
Lср. – средняя лесистость муниципальных образований, входящих в агломерацию и
примыкающих к ней,
1,3 – коэффициент верификации рабочей площади сектора проектирования (на 30%
от вычисляемого значения по параметрам).
В случае для Воронежской городской агломерации расчётная площадь базового контура
рассчитывается следующим образом:
Szs (vor.g.a) = 1,3*1200000чел.*0,0016/0,2 = 12480 кв.км
Для расчёта минимальной площади лесопаркового зелёного пояса в границах базового
контура «зелёного щита» рекомендуется использовать указанную в ГОСТ 17.5.3.01-78
«Охрана природы. Земли. Состав и размер зелёных зон городов» норму площади
лесопарковой части зелёной зоны города (см. табл.2 в указанном ГОСТ) или норму ВОЗ
– 300 кв.м окружающих город зелёных насаждений на 1 чел. городской агломерации.
При этом рекомендуется использовать для расчёта площади лесопаркового зелёного
пояса следующую формулу:

Slzp.min = 1,15*M*Pn-воз./Lср., где:
Slzp.min – искомая площадь, кв.км,
M – кол-во жителей агломерации,
Pn-воз – нормативная величина рекомендуемой площади зелёных насаждений в
зелёной зоне (по рекомендации ВОЗ, или согласно табл.2 ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана
природы. Земли. Состав и размер зелёных зон городов» на 1 жителя агломерации,
кв.км,
Lср. – средняя лесистость муниципальных образований, входящих в агломерацию и
примыкающих к ней,
1,15 – коэффициент верификации рабочей площади сектора проектирования (на 15%
от вычисляемого значения по параметрам).
Для Воронежской городской агломерации получаем:
Slzp.min = 1,15*1200000чел.*0,0003/0,2 = 2070 кв.км.
Для определения базового контура «зелёного щита» и контура (контуров) лесопаркового
зелёного пояса в границах базового контура «зелёного щита» рекомендуется следовать
следующему алгоритму:
1. Шаг 1. Определение границ городской агломерации: базовый город плюс неразрывно
связанные с ним площади промышленной и селитебной застройки примыкающих к
нему населённых пунктов и индустриальных зон;
2. Шаг 2. Расчёт эллипса (фигуры) аппроксимации контура городской агломерации.
3. Шаг 3. Расчёт площади эллипса (фигуры) условной зоны «зелёного щита» (рабочей
зоны проектирования) на основании нормативных величин (ГОСТ, рекомендации
ВНИИЛМ, рекомендации ВОЗ), по формуле:
Szs = 1,3*M*Pn/Lср., где:
Szs – искомая площадь, кв.км,
M – кол-во жителей агломерации,
Pn – нормативная величина рекомендуемой площади зелёных насаждений в зелёной
зоне на 1 жителя агломерации, кв.км,
Lср. – средняя лесистость муниципальных образований, входящих в агломерацию и
примыкающих к ней,
1,3 – коэффициент верификации рабочей площади сектора проектирования (на 30%
от вычисляемого значения по параметрам).
4. Шаг 4. Построение условной зоны «зелёного щита» (рабочей зоны проектирования)
как буферной зоны эллипса (фигуры) интерполяции контура городской агломерации
с соблюдением рассчитанного значения площади.
5. Шаг 5. Получение верифицированного контура условной зоны «зелёного щита»
(рабочей зоны проектирования) путём его трансформации по диаграмме розы ветров
для данной городской агломерации, с соблюдением площади контура.

6. Шаг 6. Ландшафтно-планировочное зонирование верифицированного контура
условной зоны «зелёного щита» по трём уровням пространственной организации:
секторам – по направляющим развития агломерации, зонам – по элементам
ландшафтно-планировочной структуры, выделам – по градации экологической
эффективности поверхностей (территорий); зоны выделяются внутри секторов,
выделы – внутри зон. Для определения выделов создаётся классификатор типов
ландшафтов по градации их экологической эффективности: леса различного типа,
луга, водные и околоводные биоценозы, в т.ч. болота, сельскохозяйственные угодья
различного типа, сады и огороды, элементы городского и промышленного
озеленения, лесополосы, водные объекты и т.п.
При зонировании учитываются следующие особенности территории:
— концентрация, плотность населения и застройки внутри базового города и внутри
контура агломерации;
— основные направления роста агломерации;
— организация расселения и рассредоточения производственных и иных
техногенных объектов внутри и за пределами агломерации, на прилегающих
территориях
— объекты транспортной инфраструктуры различного назначения и порядка
(уровня), фрагментация ими географического пространства;
— водосборные бассейны;
— климатические особенности территории, в т.ч. зональные;
— типы леса, типы ландшафтов в целом, лесистость, цельность лесных массивов, их
фрагментация;
— пространственная организация сельскохозяйственных угодий;
— пространственная организация природного ландшафта в целом, его
геоморфологическая структура;
— существующие и планируемые особо охраняемые природные территории;
— водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны
источников водоснабжения;
— функциональное зонирование лесов;
— элементы территориального планирования: функциональное зонирование
территорий, планы их развития, отражённые в документах территориального
зонирования различного уровня и в градостроительных регламентах;
— особенности гидрологического режима территории, её гидрогеологические
особенности;
— водоносные горизонты, служащие источниками питьевого и хозяйственного
водоснабжения городской агломерации;
— расположение водозаборов;

— распределение основных источников загрязнения атмосферного воздуха,
поверхностных и подземных вод;
— интегральные показатели биопродуктивности ландшафтов.

7. Шаг 7. Нормирование интегрального показателя биопродуктивности ландашфтов –
NDVI: классификация типов ландшафтов по их экологической эффективности, в
соответствии с классификацией, принятой на этапе зонирования выделов; выбор
наибольшего значения, соответствующего наиболее биопродуктивному типу
ландшафта, принятие его за 1 и вычисление градаций для остальных типов
ландшафтов.

8. Шаг 8. Расчёт средних значений показателя биопродуктивности (NDVI) для каждого
выдела.

9. Шаг 9. Расчёт социально-экологической ёмкости единиц зонирования (секторов, зон
и выделов) Ese(s), Ese(z), Ese(v) – количество жителей агломерации, которое
выделенный контур может обеспечить зелёным фондом.

10. Шаг 10. Интерактивная верификация контура «зелёного щита» путём градиентного
соединения смежных выделов с наибольшими значениями показателя
биопродуктивности и Ese до достижения необходимого суммарного значения Ese
рабочей зоне проектирования. Допустимое увеличение площади контура «зелёного
щита» — не более 30% от Szs.
В «зелёный щит» (лесопарковый защитный пояс) Воронежа в выбранном секторе
включаются:
1. Земли в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон:
1.1. Особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного
значения (за исключением территории Воронежского государственного природного
заповедника);
1.2. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий в части земель, занятых
лесами, прочей древесно-кустарниковой растительностью, сельскохозяйственными
угодьями, водными объектами, в т.ч. болотами, подтопленные участки, неиспользуемые
земли, в т.ч. нарушенные природными процессами, отработанные горные выработки,
карьеры, в т.ч. обводнённые;
2. Земли государственного лесного фонда в границах лесничеств, лесопарков за
пределами особо охраняемых природных территорий и их охранных зон:
2.1. Земли ГЛФ покрытые лесом, в т.ч. свежие вырубки;
2.2. Нелесные земли ГЛФ, в т.ч. занятые водными объектами, болотами, заболоченными
открытыми участками, объектами лесной инфраструктуры;
3. Земли занятые объектами культурного наследия (природно-историческими парками,
усадьбами, объектами садово-паркового искусства, музеями-заповедниками, иными
достопримечательными местами, памятниками истории и архитектуры, в составе
10
которых имеются приусадебные парки, леса, водные объекты) и зонами их охраны, за
исключением земель, указанных в пп. 1 и 2;
4. Земли, занятые рекреационными зонами, пионерскими лагерями, домами отдыха,
пансионатами, санаториями, иными объектами здравоохранения* (больницы, госпитали,
реабилитационные центры и т.п.), объектами образования*, за исключением земель,
указанных в пп.1 — 3;
5. Земли под водными объектами, за исключением земель, указанных в пп.1 — 4;
5.1. Водотоки постоянные и временные;
5.2. Озёра;
5.3. Пруды (размером более 1 га);
5.4. Водохранилища;
5.5. Болота;
5.6. Родники, источники;
6. Земли в пределах береговых зон водных объектов и водоохранных зон, а также в
пределах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного
водоснабжения, за исключением земель, указанных в пп. 1 — 5:
6.1. Водоохранные зоны, включая 20-ти метровые береговые зоны;
6.2. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения
любого пояса охраны, за вычетом береговых и водоохранных зон;
7. Земли, занятые экологически эффективными поверхностями (объектами) природного
и природоподобного типа, расположенные за пределами земель (территорий и
акваторий), указанных в пп. 1 — 7:
7.1. Покрытые лесной растительностью земли на разных стадиях формирования и
развития лесных биоценозов, в т.ч.: городские леса, леса на землях обороны и
безопасности, лесная растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
7.2. Защитные лесные полосы, в т.ч. придорожные лесные полосы и лесные полосы в
санитарно-защитных зонах объектов;
7.3. Сельскохозяйственные угодья, используемые преимущественно под сенокосы и
пастбища, сады, виноградники;
7.4. Любые сельскохозяйственные угодья, а также неиспользуемые или мало
используемые земли, расположенные в оврагах, балках, поймах рек, в ложбинах стока и
на склонах крутизной 10 и более градусов
7.5. Неиспользуемые и малоиспользуемые земли, занятые:
7.5.1. Древесно-кустарниковой растительностью на ненарушенных землях;
7.5.2. Луговой и степной растительностью на ненарушенных землях;
7.5.3. Заболоченные, переувлажнённые участки с характерным растительным покровом
на ненарушенных землях;
11
7.5.4. Земли с отсутствием или с низким проективным покрытием растительностью,
сильно эродированные, подверженные дефляции, оползням, осыпям, а также обрывы;
7.5.5. Отработанные горные выработки, карьеры, в т.ч. обводнённые, нарастающие
отвалы горных пород, терриконы за пределами действующих промышленных зон;
7.5.6. Городские парки и скверы
Примечания:
1) * В «зелёный щит» (ЛЗП) включаются территории (земельные участки) объектов
здравоохранения и образования, расположенные преимущественно за пределами
населённых пунктов или в их периферийных частях, в зелёных зонах населённых
пунктов, и имеющие в своём составе озеленённые пространства, занимающие не менее
50% площади объекта.
2) Земли, территории и акватории, включаемые в «зелёный щит» необходимо по
максимуму стараться соединить в непрерывный контур;
3) Территория (площадь) «зелёного щита» собирается градиентным способом, т.е.путём
последовательного включения в неё поверхностей (земель) наибольшей экологической
эффективности (с наибольшей биопродуктивностью) с контролем условия
непрерывности контура и площади.
4) В «зелёный щит» включаются также территорий, планируемых к созданию особо
охраняемых объектов.
5) Из числа сельскохозяйственных земель в первую очередь в «зелёный щит»
включаются особо ценные земли.
После формирования территорий «зелёного щита» из той его части, которая относится к
лесопарковому зелёному поясу исключаются земельные участки, которые не могут быть
включены в этот пояс согласно ст.62.1. федерального закона об охране окружающей
среды.

Читайте также:

  • За подмосковные реки готовы взяться молодёжные экопатрули ОНФ

  • Оренбургу создадут зелёный щит: опасения и предпочтения

  • Челябинску предложили щит. В ОНФ хотят создать лесопарковый пояс вокруг города

  • Эксперт ОНФ Дмитрий Миронов: Площадь «зелёного щита» Рязани будет рекордной в России

  • Во Владивостоке пытаются спасти городские леса