О проекте

Идея о создании «Зелёного щита» была впервые озвучена на круглом столе, проведённом Исполкомом Регионального отделения ОНФ в Московской области. Её суть — возродить учреждённый в 1935 году лесопарковый защитный пояс Москвы (ЛПЗП) — зону, в которой накладывались жёсткие ограничения на вырубку лесов и застройку сельскохозяйственных угодий, в достаточной степени были защищены водные объекты, их водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

 

Москва и Московская область как регион с наибольшей в стране плотностью населения, испытывает сильнейшие техногенные нагрузки, обусловленные интенсивной урбанизацией территорий в радиусе до 70 км от МКАД. На площади, составляющей менее 0,3% территории страны, постоянно проживает более 15% её жителей, не считая временно пребывающих граждан других регионов и иностранных государств.

Градостроительная деятельность, ведущаяся за счет поглощения природного пространства, приводит к увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водоёмов, ухудшению качества питьевой воды, увеличению количества отходов. Наблюдается устойчивое увеличение заболеваемости. Беспорядочная урбанизация ставит регион на грань экологической катастрофы, повышает градус социальной напряжённости и представляет серьёзную угрозу экологической и национальной безопасности страны.

Существующее законодательство имеет существенный недочет – отсутствие комплексного подхода к охране экологически эффективных территорий. Несогласованность привела к тому, что, если отдельные критические элементы природного комплекса имеют правовую охрану и являются предметом защиты со стороны государства, другие ключевые составные части природного комплекса – в частности, городские зеленые насаждения, парки, городские леса, луга – фактически, не защищены законодательством и не являются предметом жесткого государственного контроля, в результате чего природный комплекс, как целостная структура, не поддерживается и не охраняется в достаточном для его устойчивого функционирования виде.

Действенной мерой для исправления сложившейся ситуации может стать кардинальное изменение градостроительной политики, в основу которой должны быть положены принципы экологически сбалансированного развития территорий.

По мнению экспертов ОНФ эффективным инструментом для решения экологических проблем может стать законодательное усиление и спецификация защитного статуса не только лесов в составе земель лесного фонда, но аграрно-лесных ландшафтов и водных объектов как целостных природных комплексов, в радиусе не менее 70 км от Москвы. В этой связи Центром общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ совместно с Региональным отделением ОНФ в Московской области сформирован и реализуется проект создания «Зелёного щита столицы», предполагающий внесение ряда изменений в Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Водный кодекс РФ, принятие подзаконных актов, детализирующих порядок правоприменения норм законов, уточнение порядка разработки и применения лесохозяйственных и (или) градостроительных регламентов на соответствующих территориях.

Другим эффективным инструментом создания «зеленой» городской среды для всех слоев населения должны служить объективные и сопоставимые показатели и показатели, отражающие предоставление зеленых пространств в городах для социальных групп в масштабах не только города, но и агломерации, и региона. А также помогать выявлять области, где проводятся целевые вмешательства. Применение гармонизированных индикаторов для измерения экологического обеспечения городов может также помочь оценить/прогнозировать последствия целевых вмешательств. Такие показатели должны быть основаны на фактических данных, единогласно определены и универсально применимы к различным популяциям и условиям окружающей среды. Реализация таких показателей требует разработки согласованных определений, методов сбора данных и наборов аналитических инструментов, которые подходят местным специалистам общественного здравоохранения и муниципальным учреждениям с ограниченным опытом анализа данных ГИС.

Инициатива «Зелёный щит» переросла из частного московского вопроса в федеральную Стратегию. В ноябре 2015 года группой экспертов ОНФ разработан стартовый законопроект о «Зелёном щите». В апреле 2016 года законопроект после вмешательства в процесс Президента России Владимира Путина был рассмотрен Государственной Думой РФ в первом чтении. В июне 2016 года закон №353-ФЗ от 03.07.2016 «О лесопарковых зелёных зонах» (далее – ФЗ № 353) был принят.

Несмотря на усилия авторов законопроекта, многие фундаментальные положения были из него удалены, в частности, создание буферных зон вокруг лесов с целью сохранения особо важных переходных зон между ландшафтами. Но даже в таком виде закон несет очевидную пользу. Придание гласности границам «зеленого щита», недопустимость уменьшения его площади, обязательство компенсировать вырубленный лес и проводить лесовосстановление в приоритетном порядке в кратчайшие сроки, безусловно, благоприятно скажутся на состоянии природной среды в границах созданных «зелёных щитов».

Экспертами ОНФ, являющимися авторами первоначальной инициативы, был разработан проект по реализации Стратегии «Зелёный щит». Проект предполагает выбор «пилотных» регионов, иллюстрирующих все основные типы негативного воздействия на природную среду, и проведение на их территории комплекса мероприятий, необходимого для продвижения Стратегии и практической реализации ФЗ № 353.

Среди основных задач проекта:

  • Разработка методики создания лесопаркового защитного пояса (ЛЗП) на основе разработанной экспертами типологии регионов, её предложение уполномоченным органам государственной власти.
  • Разработка основных положений специальных правил охраны, содержания и использования лесов и зелёного фонда городских и сельских поселений, наличие которых в соответствии с ФЗ № 353 предусмотрено для территорий, относящихся к ЛЗП, их предложение уполномоченным органам государственной власти.
  • Подготовка общественных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности, территориального планирования и градостроительного развития территорий, их предложение уполномоченным органам государственной власти.
  • Разработка исчисляемых индикаторов для измерения экологического обеспечения городов в соответствии с Пармской декларацией (ВОЗ 2010) о важность зеленых пространств для здоровья;
  • Систематизация и продвижение позитивных общественных инициатив экологически ориентированного содержания парков и уличного озеленения.
  • Подготовка проведения в «пилотных» регионах мероприятий по созданию ЛЗП, предусмотренных регламентом, установленным ФЗ № 353.
  • Содействие созданию в рамках реализации Федерального закона от 03.07.2016 №353-ФЗ корпусов общественных инспекторов по охране окружающей среды.
  • Поддержка и совершенствование гражданских инициатив общественного экологического контроля.
  • Организация дискуссионных площадок по вопросам совершенствования лесного хозяйства, городского зеленого зеленого хозяйства.
  • Проведение мероприятий по экологическому просвещению граждан.

Целью проекта является улучшение социально-экологического благополучия городов и городских агломераций в регионах России посредством создания лесопарковых зелёных поясов.

В настоящее время экологическая общественность 33-х регионов России, помимо Москвы и Московской области, поддержала идею создания «Зелёных щитов» на своей территории.