Отзыв на приказ Министерства Природных ресурсов от 2 мая 2017 года N 214

В России использование зелёных поясов определяется Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.05.2017 года N 214 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах».
В зелёном поясе недопустимо экологически вредное парковое благоустройство. Другая возможная проблема – сокращение площади и фрагментация территорий зелёных поясов также обсуждается в Приказе. Вместе с тем, в Приказе сделано исключение для «объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности». Если Приказ предусматривает сохранение баланса площади, то защитить зелёный пояс от фрагментации и потери биологически ценных местообитаний этот документ в существующей редакции не в силах.

 Автор: Захаров Константин Валентинович
Кандидат биологических наук
Московское городское общество защиты природы

Выделение и сохранение незастроенных территорий вокруг города, в международной практике – «зелёного пояса» – эффективный и признанный метод по поддержанию качества городской среды. Впервые идея зелёного пояса возникла в Западной Европе, однако первым городом в мире, где он был реализован на практике, стала Москва. В 1935 г. был утверждён Генеральный план развития Москвы, который предусматривал создание Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП), в состав которого включались леса Москвы и ближнего Подмосковья, а также открытые и околоводные ландшафты. С началом 1990-х гг. ЛПЗП утратил своё значение и по данным дистанционного зондирования, только в период 1991-2001 гг. в границах Московской области он потерял 20,9 % территории.
При высоких показателях урбанизации, характерных для современных крупных городов России, на первый план выходят вопросы сохранения живой природы, поскольку именно она признана главным фактором, поддерживающим качество городской среды. Неудивительно, что одной из первостепенных природоохранных задач, стоящих перед официальной властью и гражданским обществом, стало восстановление ЛПЗП. Особенно актуальным стало обеспечение качественной городской среды и ограничение расползания города. Для решения этих задач ещё в начале XX в. и была предложена идея зелёного пояса. В этой связи инициативу Общероссийского народного фронта (ОНФ) о создании «Зелёного щита» вокруг Москвы и других российских городов следует признать важнейшим шагом, заслуживающим всемерной поддержки.
С начала XX в., когда была высказана идея зелёного пояса, биология и другие науки, связанные с охраной природы, накопили значительные знания о том состоянии природных территорий, при котором они в наибольшей степени выполняют средозащитные функции. Главным условием признано разнообразие видов растений и животных – представителей природной флоры и фауны, которое напрямую коррелирует с качеством жизни населения. Именно на поддержание и воссоздание природных сообществ и должен быть ориентирован режим содержания ЛПЗП, как и любого другого зелёного пояса.
Самостоятельной задачей при проектировании зелёного пояса вокруг современного мегаполиса стало сохранение площади природных территорий и предотвращение их фрагментации. Это важнейшие показатели состояния окружающей среды, которые в развитых странах обязательно учитываются в ходе принятия решений, связанных со строительством и другими формами хозяйственного использования территории. Неслучайно при создании Зелёного пояса вокруг Пекина или сети природных резерватов вокруг Чикаго землю под лесные культуры власти выкупают у владельцев, чтобы по возможности увеличить площадь природных территорий.
Можно однозначно утверждать, что режим содержания территории и предотвращение потери площади имеют первостепенное значение для Зелёного щита. В России использование зелёных поясов определяется Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 мая 2017 года N 214 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах». Согласно этому документу зелёные поясы вокруг городов «…обеспечивают выполнение средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций». Нужно признать, что эти задачи в полной мере отвечают потребностям городских жителей. Именно на усиление природных качеств любого зелёного пояса направлен и режим содержания его территорий. В приказе отмечено, что «…сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины является необходимым для выполнения целевых функций лесов…», следовательно, в зелёном поясе недопустимо экологически вредное парковое благоустройство, направленное на превращение природных территорий в развлекательные парки с элементами городской инфраструктуры.
Другая возможная проблема – сокращение площади и фрагментация территорий зелёных поясов также обсуждается в Приказе, где указано, что «Изменение границ лесопарковых зелёных поясов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается». Запрещено размещение объектов нового строительства, инженерных и транспортных коммуникаций, хозяйственное использование территории. Вместе с тем, в Приказе сделано исключение для «… объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности». Конечно, размещение таких объектов, никак не связанных с задачами, стоящими перед любым Зелёным поясом в его границах недопустимо. Если Приказ предусматривает сохранение баланса площади, то защитить зелёный пояс от фрагментации и потери биологически ценных местообитаний этот документ в существующей редакции не в силах.